рифма

  Вам, конечно, известно явление "рифмы".
  Скажем, строчка окончилась словом "отца",
  И тогда через строчку, слога повторив, мы
  Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца...

(В.Маяковский)



   Словарь разновидностей рифмы
   Поэтический словарь в примерах
   Справочник по стихосложению


   Эволюция русского стиха
   Из истории словарей рифм
  Краткий справочник поэтов
   Тесты по стихосложению
   Тесты по русской поэзии

  Занимательное стихосложение
   Псевдонимы в поэзии
  Цитаты и афоризмы о поэзии
  Литературно-поэтический юмор
  Стихи о поэтах и поэзии
  Это интересно  О рифме

  Экспресс-анализ стихов on-line
  Поэтический календарь
  Словарь популярных рифм
  Рифмы к словам и рифмы к именам
   О рифме и стихосложении в сети

  О сайте и авторе
   Ссылки на литературные сайты
  Обратная связь и помощь проекту
 

Генератор рифм

Нужны ли поэтам словари рифм?

Да, нужны как рабочий инструмент по подбору рифм.

Нужны по необходимости, как «скорая помощь».

Не нужны. Рифмы следует вспоминать самостоятельно.

Рифма (от греч. rhythmós - стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и объединяет стихи в строфы.
Словарь разновидностей рифмы

Стихосложение
(версификация) — способ организации звукового состава стихотворной речи. Подробнее см. Справочник по стихосложению

Сайт Рифмовед.ру полностью посвящён стихосложению и русской рифме.

Русские поэты: А.П.Сумароков | К.Батюшков | Е.Баратынский | С.А.Есенин | А.Голенищев-Кутузов |

Рифма к слову «граблю»

Короткие ссылки




Поэтический календарь


Установите наш информер
и сделайте ваш сайт интересней!
Код...








Владимир Маяковский
«Я и Наполеон»

Я живу на Большой Пресне,
36, 24.
Место спокойненькое.
Тихонькое.
Ну?
Кажется - какое мне дело,
что где-то
в буре-мире
взяли и выдумали войну?

Ночь пришла.
Хорошая.
Вкрадчивая.
И чего это барышни некоторые
дрожат, пугливо поворачивая
глаза громадные, как прожекторы?
Уличные толпы к небесной влаге
припали горящими устами,
а город, вытрепав ручонки-флаги,
молится и молится красными крестами.
Простоволосая церковка бульварному
изголовью
припала,- набитый слезами куль,-
а У бульвара цветники истекают кровью,
как сердце, изодранное пальцами пуль.
Тревога жиреет и жиреет,
жрет зачерствевший разум.

Уже у Ноева оранжереи
покрылись смертельно-бледным газом!
Скажите Москве -
пускай удержится!
Не надо!
Пусть не трясется!
Через секунду
встречу я
неб самодержца,-
возьму и убью солнце!
Видите!
Флаги по небу полощет.
Вот он!
Жирен и рыж.
Красным копытом грохнув о площадь,
въезжает по трупам крыш!

Тебе,
орущему:
«Разрушу,
разрушу!»,
вырезавшему ночь из окровавленных карнизов,
я,
сохранивший бесстрашную душу,
бросаю вызов!

Идите, изъеденные бессонницей,
сложите в костер лица!
Все равно!
Это нам последнее солнце -
солнце Аустерлица!

Идите, сумасшедшие, из России, Польши.
Сегодня я - Наполеон!
Я полководец и больше.
Сравните:
я и - он!
Он раз чуме приблизился троном,
смелостью смерть поправ,-
я каждый день иду к зачумленным
по тысячам русских Яфф!
Он раз, не дрогнув, стал под пули
и славится столетий сто,-
а я прошел в одном лишь июле
тысячу Аркольских мостов!
Мой крик в граните времени выбит,
и будет греметь и гремит,
оттого, что
в сердце, выжженном, как Египет,
есть тысяча тысяч пирамид!
За мной, изъеденные бессонницей!
Выше!
В костер лица!
Здравствуй,
мое предсмертное солнце,
солнце Аустерлица!

Люди!
Будет!
На солнце!
Прямо!
Солнце съежится аж!
Громче из сжатого горла храма
хрипи, похоронный марш!
Люди!
Когда канонизируете имена
погибших,
меня известней,-
помните:
еще одного убила война -
поэта с Большой Пресни!


Справочник по стихосложению >> скачать



Экспресс-анализ стихотворения


Cтихотворение состоит из 7-ти строф (всего 92 строки)
Размер: акцентный стих
------------------------------------------------------------------------
1-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: Пресне-спокойненькое-Тихонькое-Ну
              дело-то-мире-войну.

Рифмовка: ABBC DEFG

2-я cтрофа - 17 строк, многоостишие.
Рифмы: пришла-Хорошая-Вкрадчивая-некоторые
              поворачивая-прожекторы-влаге-устами
              флаги-крестами-бульварному-изголовью
              куль-кровью-пуль-жиреет
              разум.

Рифмовка: смешанная


3-я cтрофа - 16 строк, многоостишие.
Рифмы: оранжереи-газом-Москве-удержится
              надо-трясется-секунду-я
              самодержца-солнце-Видите-полощет
              он-рыж-площадь-крыш.

Рифмовка: смешанная


4-я cтрофа - 8 строк, восьмистишие.
Рифмы: Тебе-орущему-Разрушу-разрушу
              карнизов-я-душу-вызов.

Рифмовка: ABCC DEFD

5-я cтрофа - 5 строк, пятистишие.
Рифмы: бессонницей-лица-равно-солнце-Аустерлица.
Рифмовка: ABCDA

6-я cтрофа - 24 строки, многоостишие.
Рифмы: Польши-Наполеон-больше-Сравните
              он-троном-поправ-зачумленным
              Яфф-пули-сто-июле
              мостов-выбит-гремит-что
              Египет-пирамид-бессонницей-Выше
              лица-Здравствуй-солнце-Аустерлица.

Рифмовка: смешанная


7-я cтрофа - 14 строк , многоостишие.
Рифмы: Люди-Будет-солнце-Прямо
              аж-храма-марш-Люди
              имена-погибших-известней-помните
              война-Пресни.

Рифмовка: ABCD EDFA GABA GC

------------------------------------------------------------------------
Кол-во слов в стихах: 285

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени


Проанализировать другое стихотворение

Генератор рифм  Рифмы онлайн   Рифмы к именам   Рифмы к именам

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов







Строфа

Строфа - это объединение двух или нескольких строк стихотворения,  имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и  т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии - четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах


Стихотворная стопа

Стопа - это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) - самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы - последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа - пеон - четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон - пеон с ударением на первом слоге, второй пеон - с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон - ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах


Стихотворный размер

Размер - это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах


Рифма

Рифма - это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах


Рифмовка

Рифмовка - это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке


Дольник, тактовик, акцентный стих

Дольник - размер тонического стихосложения, в котором совпадают только ударные слоги, а количество безударных слогов между ними может колебаться от одного до трёх, либо безударные слоги могут периодически даже отсутствовать. Иллюзия ритма у дольников создаётся только за счёт ударных слогов.
Тактовик - то же, что и дольник, только кол-во безударных слогов между ударными может достигать 4-х слогов.
Акцентный стих - то же, что и дольник/тактовик, только количество безударных слогов между ударными может превышать 4 слога. Акцентный стих часто образуется благодаря использованию длинных и сверхдлинных слов, что не совсем свойственно для поэзии. Кол-во ударений в строках акцентного стиха, как правило, совпадает. Рифма - обязательный элемент в акцентном стихе, без неё акцентный стих превращается в верлибр (свободный стих). Типичный пример современных акцентных стихов - рэп. Больше о дольниках и тактовиках


Стихи Пушкина

Другие стихи Владимира Маяковского:
В.Маяковский «Надоело», В.Маяковский «Гимн критику», В.Маяковский «Братья писатели», В.Маяковский «Я (По мостовой...)», В.Маяковский «Гейнеобразное», В.Маяковский «Послушайте!», В.Маяковский «Стихи о советском паспорте», В.Маяковский «Я знаю силу слов, я знаю слов набат...», В.Маяковский «Адище города», В.Маяковский «О дряни», В.Маяковский «Моя речь на генуэзской конференции», В.Маяковский «Чудовищные похороны», В.Маяковский «Сволочи!», В.Маяковский «Война объявлена», В.Маяковский «Уже второй. Должно быть, ты легла...», В.Маяковский «Я и Наполеон», В.Маяковский «После изъятий», В.Маяковский «Ночь», В.Маяковский «Гимн взятке», В.Маяковский «О «фиасках», «апогеях» и других неведомых вещах», В.Маяковский «Вам, проживающим за оргией оргию...», В.Маяковский «Гимн здоровью», В.Маяковский «Приказ по армии искусств», В.Маяковский «Мы идем», В.Маяковский «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», В.Маяковский «Кем быть», В.Маяковский «Мексика - Нью-Йорк», В.Маяковский «Гимн судье», В.Маяковский «Стихотворение о Мясницкой, о бабе...», В.Маяковский «Поэзия», В.Маяковский «Вот так я сделался собакой», В.Маяковский «Необычайное приключение», В.Маяковский «Последняя петербургская сказка», В.Маяковский «Из улицы в улицу», В.Маяковский «России», В.Маяковский «А все-таки», В.Маяковский «За женщиной», В.Маяковский «Владимир Ильич!», В.Маяковский «Тресты», В.Маяковский «Шумики, шумы и шумищи», В.Маяковский «Прочти и катай в Париж и в Китай», В.Маяковский «Прозаседавшиеся», В.Маяковский «Издевательства», В.Маяковский «Себе, любимому», В.Маяковский «Газетный день», В.Маяковский «Приказ № 2 армии искусств», В.Маяковский «Частушки», В.Маяковский «Схема смеха», В.Маяковский «Утро», В.Маяковский «Порт», В.Маяковский «Тучкины штучки», В.Маяковский «Неразбериха», В.Маяковский «Поэт рабочий», В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям», В.Маяковский «Ко всему», В.Маяковский «Приказ по армии искусства», В.Маяковский «Внимательное отношение к взяточникам», В.Маяковский «В авто», В.Маяковский «Портсигар в траву...», В.Маяковский «Левый марш (Матросам)», В.Маяковский «Мама и убитый немцами вечер», В.Маяковский «Ешь ананасы, рябчиков жуй...», В.Маяковский «Военно-морская любовь», В.Маяковский «Нате!», В.Маяковский «Вывескам», В.Маяковский «Ты», В.Маяковский «На цепь!», В.Маяковский «Кофта Фата», В.Маяковский «Ода революции», В.Маяковский «А вы смогли бы?», В.Маяковский «Хвои», В.Маяковский «Конь-огонь», В.Маяковский «Спросили раз меня...», В.Маяковский «Эй!», В.Маяковский «Радоваться рано», В.Маяковский «Наш марш», В.Маяковский «Себе, любимому, посвящает эти строки автор», В.Маяковский «Скрипка и немножко нервно», В.Маяковский «Следующий день», В.Маяковский «Лиличка!», В.Маяковский «Великолепные нелепости», В.Маяковский «Гимн обеду», В.Маяковский «От усталости», В.Маяковский «Два не совсем обычных случая», В.Маяковский «Германия», В.Маяковский «Наше воскресенье», В.Маяковский «Выждем», В.Маяковский «Баллада о доблестном Эмиле», В.Маяковский «Потрясающие факты», В.Маяковский «Уличное», В.Маяковский «Отношение к барышне», В.Маяковский «Стихи о разнице вкусов», В.Маяковский «Советская азбука», В.Маяковский «Ничего не понимают», В.Маяковский «Гимн ученому», В.Маяковский «Последняя страничка гражданской войны», В.Маяковский «Я Наполеон», В.Маяковский «Той стороне», В.Маяковский «Сказка о Красной Шапочке», В.Маяковский «Дешевая распродажа»,

Анализ стихов других авторов:
А.Барто «Бычок», А.Блок «Девушка пела в церковном хоре», А.И.Одоевский «Я разлучился с колыбели...», А.Навроцкий «Утес Cтеньки Разина», А.Н.Радищев «Час преблаженный...», А.П.Сумароков «Эпитафия/9», А.Полежаев «Зачем задумчивых очей...», А.С.Грибоедов «Прости, Отечество!», А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», А.Твардовский «Армейский сапожник», А.Жемчужников «Думы оптимиста», А.Кольцов «Косарь», А.Н.Апухтин «Сухие, редкие, нечаянные встречи...», А.Плещеев «Ночь тиха... Едва колышет...», А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь...», А.Толстой «Алеша Попович», А.Ф.Мерзляков «Среди долины ровныя...», А.Хомяков «Новград», А.Белый «Тело стихий», А.Вознесенский «Почему два великих поэта...», А.Дементьев «Гороскоп», А.Ахматова «Заплаканная осень, как вдова...», А.Бунина «На разлуку», А.Д.Кантемир «О жизни спокойной», А.Дельвиг «Любовь», А.Григорьев «Артисткке», А.Майков «Под дождем», А.Голенищев-Кутузов «В четырех стенах», А.Фет «Это утро, радость эта...», Б.Ахмадулина «Опять в природе перемена...», Б.Лившиц «Закат у дворцового моста», Б.Пастернак «Как бронзовой золой жаровень...», Б.Слуцкий «Поэты 'Правды' и 'Звезды'», Б.Чичибабин «Приготовление борща», Б.Окуджава «А мы с тобой, брат, из пехоты...», В.Брюсов «Хорошо одному у окна...», В.А.Жуковский «Явление поэзии в виде Лалла Рук», В.Капнист «Спокойствие праведного», В.К.Тредиаковский «Я уж ныне не люблю, как похвальбу красну...», В.Курочкин «Бедовый критик», В.Лебедев-Кумач «Ах, сам я не верил...», В.Хлебников «Азия», В.Тушнова «А знаешь, все еще будет!..», В.Кюхельбекер «Жизнь», В.Бенедиктов «Молитва», В.Высоцкий «Баллада о гипсе», В.Жемчужников «Разочарование», В.Костров «В берёзовой серебряной купели...», В.Маяковский «Военно-морская любовь», В.Раевский «Идиллия»,

Избранные поэты:
Агния Барто, Александр Блок, Александр Иванович Одоевский, Александр Навроцкий, Александр Николаевич Радищев, Александр Петрович Сумароков, Александр Полежаев, Александр Сергеевич Грибоедов, Александр Сергеевич Пушкин, Александр Твардовский, Алексей Жемчужников, Алексей Кольцов, Алексей Николаевич Апухтин, Алексей Плещеев, Алексей Сурков, Алексей Толстой, Алексей Федорович Мерзляков, Алексей Хомяков, Андрей Белый, Андрей Вознесенский, Андрей Дементьев, Анна Ахматова, Анна Бунина, Антиох Дмитриевич Кантемир, Антон Дельвиг, Аполлон Григорьев, Аполлон Майков, Арсений Голенищев-Кутузов, Афанасий Фет, Белла Ахмадулина, Бенедикт Лившиц, Борис Пастернак, Борис Слуцкий, Борис Чичибабин, Булат Окуджава, Валерий Брюсов, Василий Андреевич Жуковский, Василий Капнист, Василий Кириллович Тредиаковский, Василий Курочкин, Василий Лебедев-Кумач, Велимир Хлебников, Вероника Тушнова, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Бенедиктов, Владимир Высоцкий, Владимир Жемчужников, Владимир Костров, Владимир Маяковский, Владимир Раевский, Владимир Соловьёв, Владислав Ходасевич, Гавриил Державин, Георгий Адамович, Георгий Иванов, Георгий Шенгели, Григорий Поженян, Давид Самойлов, Даниил Хармс, Демьян Бедный, Денис Давыдов, Дмитрий Мережковский, Дмитрий Минаев, Евгений Баратынский, Евгений Долматовский, Евгений Евтушенко, Евгений Забелин, Евдокия Ростопчина, Зинаида Гиппиус, Иван Аксёнов, Иван Андреевич Крылов, Иван Бунин, Иван Иванович Хемницер, Иван Мятлев, Иван Никитин, Иван Сергеевич Аксаков, Иван Сергеевич Тургенев, Иван Суриков, Иван Франко, Игорь Северянин, Илья Резник, Илья Сельвинский, Илья Френкель, Илья Эренбург, Иннокентий Фёдорович Анненский, Иосиф Бродский, Иосиф Уткин, Ипполит Федорович Богданович, Козьма Прутков, Кондратий Федорович Рылеев, Константин Батюшков, Константин Ваншенкин, Константин Дмитриевич Бальмонт, Константин Симонов, Константин Случевский, Корней Чуковский, Лев Александрович Мей, Лев Иванович Ошанин, Леонид Мартынов, Леся Украинка, Максимилиан Волошин, Маргарита Алигер, Маргарита Иосифовна Алигер, Марина Цветаева, Михаил Алексеевич Кузмин, Михаил Васильевич Ломоносов, Михаил Дмитриев, Михаил Исаковский, Михаил Матвеевич Херасков, Михаил Светлов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Нестор Васильевич Кукольник, Николай Александрович Львов, Николай Алексеевич Заболоцкий, Николай Алексеевич Некрасов, Николай Глазков, Николай Гнедич, Николай Гумилев, Николай Добронравов, Николай Доризо, Николай Карамзин, Николай Клюев, Николай Огарев, Николай Рубцов, Николай Ушаков, Николай Языков, Ольга Берггольц, Осип Мандельштам, Павел Антокольский, Петр Андреевич Вяземский, Пётр Ершов, Расул Гамзатов, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Самуил Яковлевич Маршак, Саша Черный, Семен Кирсанов, Семён Кирсанов, Семён Надсон, Сергей Александрович Есенин, Сергей Михалков, Тарас Григорьевич Шевченко, Фазиль Искандер, Федор Иванович Тютчев, Федор Сологуб, Фёдор Николаевич Глинка, Эдуард Асадов, Эдуард Багрицкий, Юлия Друнина, Юнна Мориц, Юргис Балтрушайтис, Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий, Яков Полонский, Янка Купала, Ярослав Смеляков,


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я рифмы к словам


    Стихи Пушкина     Генератор рифм «Большой крокодил»
      Copyright © 2010-2024 «Рифмовед.ру» - всё о рифме и стихосложении.   При использовании материалов сайта указание авторства и гиперссылка на www. Rifmoved.ru  обязательны.